Ученые из Университета Сан-Паулу провели анализ образцов трех типов слюнных желез пациентов, которые умерли от осложнений COVID-19 и смогли объяснить, почему вируса так много в слюне. Это также позволило ученым разработать диагностические тесты на основе слюны для COVID-19.

К теме Штамм Дельта является доминантным в США и Германии: какова доля инфицирований штаммом

Коронавирус реплицируется в слюне

Это первый отчет о способности респираторного вируса размножаться в слюнных железах.

До сих пор ученые знали, что только вирусы, которые вызывают очень распространенные заболевания, в частности герпес, используют слюнные железы в качестве резервуара. Теперь же ученые обнаружили, что такую способность имеет и SARS-CoV-2.

Предварительно ученые уже установили присутствие РНК SARS-CoV-2 в ткани пародонта пациентов, умерших от COVID-19.

Но из-за того, что SARS-CoV-2 очень заразен по сравнению с другими респираторными вирусами, ученые предположили, что коронавирус может реплицироваться в клетках слюнных желез, а потому присутствовать в слюне. То есть, не контактировать непосредственно с выделениями из носа и легких.

Чтобы окончательно подтвердить это, ученые в ходе исследования провели вскрытие 24 пациентов, которые умерли от коронавируса, под ультразвуковым контролем. Исследователи изъяли образцы ткани из околоушных, поднижнечелюстных и малых слюнных желез и провели молекулярный анализ.

Это помогло выявить присутствие вируса более чем в двух третях образцов. Кроме того, анализ под электронным микроскопом выявил не только присутствие вируса в тканях, но и его репликацию (воспроизведение) в клетках, а также тип органелл, которые он использует для репликации.

Перспектива открытия

Теперь ученые выяснят, может ли рот быть прямым источником проникновения SARS-CoV-2, ввиду того, что ACE2 и TMPRSS2 оказываются в разных частях ротовой полости, а также в тканях десен и слизистой оболочки.

Следовательно, ученые смогут разработать новые тесты на коронавирус, для которых достаточно будет образца слюны пациента.